RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Интервью Руководителя ГБУ "Мосфинагентство" Дениса Михайлова THOMSON REUTERS (8 июля 2014 года)

Подписаться на новости
04.08.2014

ИНТЕРВЬЮ – Москва разработала долговую стратегию, оставив консервативный подход – Российская телевизионная и радиовещательная связь (РТСР)


10:30 8 июля 2014 года


Елена Орехова


МОСКВА, 8 июля 2014 года (Рейтер) – Долговая стратегия Москвы на трехлетний период предполагает сохранение нынешнего консервативного подхода к размещению облигаций, которые занимают более 90 процентов в объеме долга, при этом объем новых выпусков будет ограничен большими свободными остатками денежных средств.


Об этом в интервью Рейтер сказал Денис Михайлов, руководитель ГБУ «Мосфинагентство».


Стратегия разработана в соответствии с новыми требованиями Минфина РФ к регионам. Ее проект до конца июля будет передан в департамент финансов города, а тезисы – учитываться в бюджете следующего года. Москва стала первым регионом, подготовившим такой документ.


ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА


По мнению Михайлова, приоритет в стратегии отдан консервативной политике, в заимствованиях превалируют рыночные инструменты, а внешний долг будет постепенно замещаться внутренним. В частности, он сказал:


«Город будет активно управлять своим долгом, постоянно анализируя рыночную ситуацию и состояние доходной части бюджета, и по-прежнему проводить, в случае необходимости, операции по обмену и выкупу для снижения нагрузки на бюджет города и сглаживания пиков платежей, например, в 2016 году, когда Москве предстоит большой объем погашения на внутреннем и внешнем рынке (57,08 миллиарда рублей)».


Объем привлечения заемных средств в 2013 году составил 29,7 миллиарда рублей, на погашение долговых обязательств было направлено 40,8 миллиарда рублей.


Объем госдолга за 2013 год снизился на 4,8 процента до 179,2 миллиарда рублей и продолжил сокращаться в 2014 году: по состоянию на 16 июня долг города составил 142,86 миллиарда рублей, в том числе, на рублевые и еврозаймы пришлось 121,62 миллиарда рублей, свидетельствуют данные департамента финансов Москвы.


«С приходом новых московских властей изменилась парадигма: при Юрии Михайловиче [Лужкове] была огромная инвестиционная программа, и Москомзайм, по сути, занимался тем, что финансировал эту программу. Сейчас город занимает только на финансирование дефицита бюджета», - отметил Михайлов.


«Предельный объем заимствований на этот год составил 135 миллиардов рублей, но все последние годы показали, что план по доходам бюджета исполняется, а по расходам, наоборот, происходит недовыполнение, и образуются свободные остатки денежных средств. Поэтому к масштабным заимствованиям мы не прибегаем, а аргументы [инвестбанков], что Москва может занимать достаточно дешево и достаточно много, не убеждают, хотя ситуация может измениться в любой момент».


Бюджет города за 2013 год был исполнен с дефицитом 47,4 миллиарда рублей: доходы составили 1.481,4 миллиарда рублей, расходы – 1.528,8 миллиарда рублей.


Дефицит бюджета в 2014 году планировался в размере 216,3 миллиарда рублей: доходы – 1.528,7 миллиарда рублей, расходы – 1.745,0 миллиарда рублей.


«Обсуждение нового бюджетного плана начинается в конце августа. По общей картине тенденции не меняются, размер дефицита, скорее всего, увеличиваться не будет».


Никаких «драматических» изменений в долговой политике Москвы в ближайшее время тоже происходить не будет, но поскольку она будет работать в рамках нового бюджетного плана – на 2015-2017 годы, а не на 2014-2016 годы, параметры привлечения будут скорректированы относительно готовящегося сейчас бюджета.


«Дюрация размещаемых облигаций составит до 5 лет, мы будем размещать эталонные выпуски облигаций в размере 20-40 миллиардов рублей, чистое привлечение останется таким же [в сравнении с предыдущим планом]», – сказал Михайлов.


«Сложные деривативные инструменты мы выпускать не планируем. Те инструменты, которые есть сейчас, устраивают рынок и понятны нам».


В бюджетном плане 2014-2016 года чистое привлечение в 2014 году планировалось в размере 88,5 миллиарда рублей, в 2015 и 2016 годах – 89,5 и 46,0 миллиарда рублей, соответственно.


В 2014 году были зарегистрированы четыре выпуска облигаций объемом по 40,0 миллиарда рублей каждый и погашением в 2017, 2018, 2019 и 2021 году. Ставка постоянного купонного дохода была определена в размере 7,00, 7,20, 7,25 и 7,50 процента годовых.


Уровень процентных ставок по купонам рассчитывался, исходя из задачи размещения новых выпусков по цене, близкой к номиналу (95,1-100,0 процента от номинала).


«Практика размещения бумаг без премии останется», – уточнил собеседник Рейтер.


ДОЛГИ ИЛИ ОСТАТКИ


Бюджетный кодекс предусматривает, что долги региона не должны превышать его доходы, а расходы на их обслуживание не должны превышать 15 процентов расходов бюджета. Отношение дефицита бюджета к доходам также ограничено 15 процентами.


Показатели долговой устойчивости столичного бюджета включают также и показатель долговой емкости, по сути – объема средств в распоряжении бюджета после исполнения всех текущих расходов: суммарная (для текущего и планового периода) долговая емкость должна составлять не менее 20 процентов доходов бюджета текущего года, доступная – не менее 5 процентов.


Расходы на погашение долговых обязательств к доходам бюджета не должны превышать 6 процентов, а объем внешнего долга ограничен 25 процентами общего объема госдолга Москвы.


«По всем показателям Москва имеет существенный запас прочности. Наши исследования показывают, что в случае общеэкономических проблем, кризисов ситуация с доходами начинает ухудшаться на третий год», – сказал руководитель Мосфинагентства.


Москва не стала выходить на рынок публичного долга в марте-апреле, в соответствии с ранее анонсированными планами, речь шла и о том, что город в 2014 году вообще не будет размещать облигации, благодаря остаткам на счетах и реализации имущества.


В 2013 году город получил от продажи непрофильных активов 105,4 миллиарда рублей.


«Конечно, если будет резкий рост дефицита, средств от планируемой приватизации может не хватить, и тогда уже правительство города встает перед вопросом: либо тратить остатки, либо занимать».


Город размещает временно свободные средства бюджета на банковские депозиты, генеральные соглашения о размещении заключены со Сбербанком, ВТБ, РСХБ, ВТБ 24, Банком Москвы и Райффайзенбанком. Информация об объеме накопленных остатков и условиях временного размещения не публикуется.


«Да, возможно, мы не будем размещать [облигации в 2014 году]. Мы постоянно мониторим ситуацию с доходами и видим, что она очень хороша, например, сейчас остатки на кассовых счетах – свыше 300 миллиардов рублей», – сказал Михайлов.


Он уточнил, что сама структура доходов бюджета меняется: если в течение последних лет основной удельный вес в доле налоговых доходов принадлежал налогу на прибыль, то теперь акцент будут смещаться в сторону налога на доходы физических лиц за счет введения консолидированных групп налогоплательщиков.


ОБЛИГАЦИИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ГЧП


Предельный объем заимствований города на 2014 год определен бюджетом в размере 134,5 миллиарда рублей. Возможно, часть этих планов все-таки удастся реализовать как альтернативу государственно-частному партнерству, которое больше подходит для финансирования долгосрочных проектов, а не текущих потребностей.


«Например, в этом году предстоит закупка подвижного состава для метрополитена. Это колоссальная сумма, свыше 40 миллиардов рублей (не считая расходов на обновление общего парка городского транспорта). Одна из обсуждаемых форм финансирования – лизинговые схемы, но они оказываются очень дорогими. Поэтому теоретически самый простой и дешевый путь – занять в рамках утвержденной программы заимствований», – считает руководитель Мосфинагентства.


«ГЧП – отдельная тема, о которой много говорят, но успешно реализованных проектов, например, Пулково, пока мало. Кроме того, это контракты длительного жизненного цикла, и как они ложатся на ситуацию с бюджетом, как они будут увязываться с трехлетним бюджетом и заимствованиями Москвы, вопрос пока открытый».


НОВЫЕ ЗАДАЧИ


Финансовое агентство города Москвы создано в июле 2013 года в результате реорганизации Комитета государственных заимствований, управлявшего с июня 1999 года госдолгом и временно свободными средствами бюджета города. Размещением облигаций города занимается дочерняя брокерская компания – ЗАО Гарант-М.


Мосфинагентство находится в подчинении департамента финансов Москвы: функции, выполнявшиеся ранее Москомзаймом, переданы департаменту финансов, а аналитический блок, расширенный новыми задачами, – Мосфинагентству.


«Круг задач поменялся существенно. Мы занимаемся, например, анализом бюджетных поступлений и в целом уходим в область аналитического центра, поскольку в структуре департамента финансов нет отдельной службы, которая бы занималась анализом», – сказал Михайлов.


«Штат существенно сократился: в лучшие годы работало больше 100 человек, а сейчас – меньше 30. Мы привлекли сейчас специалистов из банковской сферы, ВШЭ и, наверное, еще будем набирать – на макроэкономические и бюджетные исследования».


Долговая стратегия Москвы предусматривает повышение аналитической составляющей в рамках принятия решений по управлению долгом и развитие инфраструктуры рынка облигаций города как одного из крупнейших сегментов регионального рынка.


Мосфинагентство намерено оказывать аналитические услуги и регионам, не отказывается от идеи создания агентства по организации размещений субфедеральных облигаций, упомянутых экс-главой Москомзайма Сергеем Пахомовым.


«Мы много лет говорили о том, чтобы регионы обращались к нам, даже Счетная палата поддерживает идею о том, чтобы создать централизованное агентство для заимствований. Мы просто понимаем, что сейчас для создания новой госструктуры не то время, но вообще, наверно, это было бы правильно», – сказал Михайлов.


Он добавил, что не разделяет опасений рейтинговых агентств по поводу предельного размера заимствований ряда российских регионов по отношению к бюджетам и возможности обслуживать долги.


«Говорить об этом, конечно, необходимо, потому что сейчас семь субъектов находятся в запредельной ситуации. Но государство их поддержит, мы видим, что поддерживает».


Российские регионы с 30 июня могут привлекать бюджетные кредиты по ставке 0,1 процента годовых вместо прежней 1/4 ставки рефинансирования Банка России, что означает дешевое финансирование для наиболее слабых.


Привлечение средств на рынке публичного долга в 2014 году обходилось субфедеральным эмитентам от 10 до 11 процентов годовых.


«В связи с необходимостью выполнения майских указов президента и в связи с большими социальными обязательствами, которые были получены фактически в рамках бюджетных полномочий, регионы были вынуждены (из-за недостатка доходной части) рефинансировать в том числе и социальные расходы. Последние сделки были по высоким ценам, но сейчас и рынок такой», – констатировал глава Мосфинагентства.


«При существующей системе очень важно улучшить вопросы администрирования, правильного перераспределения средств в рамках федерального бюджета между субъектами. Вопрос не в системе, а в организации межбюджетных отношений, ее реформировании с прицелом на более чуткое отношение к потребностям регионов».


При участии Ольги Войтовой

Редактор Дмитрий Антонов

Источник: http://thomsonreuters.com/

Thomson Reuters

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати