RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Доклад МВФ по итогам консультаций с Российской Федерацией в соответствии со Статьей IV

Подписаться на новости
18.08.2015

Двадцать девятого июля 2015 года Исполнительный совет Международного Валютного Фонда (МВФ) завершил консультации с Российской Федерацией в соответствии со Статьей IV соглашения МВФ.

Россия вошла в 2014 год со снижающимися темпами потенциального роста вследствие стабилизации цен на нефть, приостановки структурных реформы, слабых инвестиций, снижения совокупной производительности факторов производства и неблагоприятной динамики населения. Кроме того, идущее замедление темпов роста усугубляется внешними потрясениями, создаваемыми двумя факторами: резким снижением цен на нефть и санкциями.

Официальные органы предприняли меры по стабилизации экономики и финансовой системы. Резкое снижение цен на нефть и санкции привели к сильному давлению на рубль, всплеску инфляции и неспокойствию на рынках, а также к обеспокоенности в отношении финансовой стабильности. В ответ на это официальные органы: 1) ускорили переход к плавающему обменному курсу, повысили директивные ставки и увеличили валютную ликвидность; 2) временно смягчили применение норм регулирования и ввели программу поддержки капитала; 3) предоставляли некоторое бюджетное стимулирование и ограничили индексацию заработной платы, чтобы поддержать процесс снижения инфляции.

Ожидается, что в 2015 году Россия будет пребывать в состоянии спада вследствие резкого падения цен на нефть и санкций. Прогнозируется снижение ВВП на 3,4 процента вследствие уменьшения внутреннего спроса, находящегося под влиянием падения реальной заработной платы, повышения стоимости капитала и ослабления доверия. Внешнеэкономическое положение будет оставаться сложным ввиду уменьшения использования заемных средств по причине ограниченного доступа на рынки. Ожидается снижение инфляции с угасанием последствий падения курса рубля, ограничениями на индексацию заработной платы в бюджетном секторе и экономическим спадом. Рост должен возобновиться в 2016 году, в то время как инфляция будет продолжать снижаться. Однако вряд ли подъем будет сильным, поскольку потребуется время на устранение факторов, сдерживающих повышение потенциальных темпов роста, вследствие чего в среднесрочной перспективе ожидается рост на уровне 1,5 процента в год. Основной риск для прогноза создает геополитическая напряженность.

Оценка Исполнительного совета

Исполнительные директора положительно оценили меры политики, принятые официальными органами страны для стабилизации экономики с учетом значительного стресса, вызванного более низкими ценами на нефть и санкциями. В числе причин этой трудной ситуации были и уже существовавшие структурные недостатки.

Директора согласились, что необходимо продолжать осмотрительную политику и проведение реформ, чтобы обеспечить макроэкономическую стабильность и повышение потенциального роста.

Директора выразили общее мнение, что в настоящее время целесообразно придерживаться курса налогово-бюджетной политики, поддерживающего экономическую активность, принимая во внимание циклические условия и имеющиеся бюджетные возможности. Вместе с тем, они отметили, что следует ограничить и координировать использование квазибюджетных операций, чтобы не допустить чрезмерно стимулирующего налогово-бюджетного воздействия. В среднесрочной перспективе директора призвали к постепенному ужесточению налогово-бюджетной политики с целью адаптации к низким ценам на нефть и восстановления буферных резервов. В этой связи они приветствовали намерение официальных органов пересмотреть действующее бюджетное правило, чтобы контрольный уровень цен на нефть лучше отражал ситуацию на рынках. Директора также подчеркнули необходимость необратимых и вызывающих доверие бюджетных мер, включая реформу пенсий, сокращение энергетических субсидий и повышение целевой направленности социальных трансфертов.

Директора согласились, что смягчение денежно-кредитной политики следует продолжать темпами, соразмерными снижению базовой инфляции и инфляционных ожиданий по мере уменьшения внешних рисков и рисков для финансовой стабильности. Отметив наличие программы покупок иностранной валюты для восстановления предохранительных буферных резервов, они рекомендовали официальным органам обеспечить ее соответствие режиму таргетирования инфляции.

Директора отметили, что принятые меры политики позволили успешно стабилизировать банковскую систему. Они особо отметили необходимость поддержки отдельных банков с учетом их конкретных потребностей в капитале наряду с корректировкой параметров программы поддержки капитала с целью усиления стимулов и сведения к минимуму издержек для государственного сектора. Директора рекомендовали официальным органам постепенно отказаться от практики снисходительного применения норм регулирования и приступить к проведению программы поддержки капитала, а также привести российскую систему реструктуризации/санации банков в большее соответствие с передовой международной практикой. Они также считали необходимым уменьшить фрагментацию банковского сектора и поощрять конкуренцию между банками путем усиления надзора и перехода к внедрению норм капитала в рамках системы «Базель-III».

Директора подчеркнули, что ускорение структурных реформ имеет ключевое значение для повышения потенциального экономического роста в России. В этой связи они отметили необходимость приоритетного внимания к дальнейшим мерам, направленным на укрепление системы управления и прав собственности и упорядочение нормативных положений. Директора также подчеркнули необходимость уменьшения барьеров для торговли, повышения прозрачности и эффективности процедур государственных инвестиций и усиления конкуренции на внутренних рынках. Они отметили, что активизация программы приватизации, как только позволит ситуация на рынке, позволит повысить эффективность экономики. Кроме того, директора указали, что более емкая и более эффективная финансовая система приведет к улучшению распределения капитала и повысит потенциальный экономический рост.

МВФ

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати